Лента новостей
Грузоперевозки по России наносят ущерб
В 2010-2011 годы по заказу Министерства транспорта проводились специальная Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа (НИОКР) по теме «Научное обоснование технических и технологических решений системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) транспортных средств, максимальная (полная) масса которых более 12 тонн и ее опытное внедрение». Данные, полученные во время проведения этой НИОКР, и были положены в основу реализуемого в настоящее время проекта по созданию Системы взимания платы (СВП).
Доля т.н. 12-тонников в общем транспортном потоке составляет в среднем 17%, но 56% ущерба, наносимого автодорогам транспортом, ложится именно на них.
Один 12-тонник наносит столько же ущерба дорожному полотну, сколько 50 тысяч легковых автомобилей. Если выделить эту долю из общего ущерба в рублевом выражении, она составляет 3 рубля 50 копеек на один приведенный километр.
Количество 12-тонников ежегодно прирастает в среднем на 4%. По-существу, речь идет не о развитии и реконструкции федеральных автодорог, а лишь о компенсации наносимого ущерба. При этом дорожная сеть России по темпам своего развития в 3 раза отстает от темпов развития автомобильного парка и в значительной степени перегружена автомобильным движением.
В данном случае речь идет об ущербе, имея в виду естественный износ дорожного полотна. Это нормальное и закономерное явление, но оно имеет определенные экономические последствия, которые необходимо учитывать во всех его проявлениях. Именно поэтому во всем современном мире отношения владельца и пользователя автодорог строятся по принципу «пользователь платит».
Можно идти другим путем: граждане страны платят налоги в бюджет, из которого не только финансируется строительство автодорог, но и покрываются эксплуатационные затраты. Если в первом случае пользователь вынужден выбирать, насколько ему необходим автомобиль большой грузоподъемности и как добиться его эффективного использования, то во втором случае он не отвечает своим рублем за свои решения и действия, а перекладывает свою ответственность на все общество.